Иконы и фрески

VII Вселенский собор
Дионисий 1502 г.

Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь

Преподобный Силуан Афонский
Поделиться:
Главная
История
Великий Пост в истории России

После принятия в 988 году христианства на Руси появилось много литературы, посвященной жизни святых Восточной Церкви. А некоторые из русских подвижников «обучались монашеству» в восточных монастырях под непосредственным руководством тамошних старцев. Так, преподобный Антоний, основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник русского подвижничества принял монашеский постриг и научился иноческой жизни на Святой горе Афон. На благодатной почве Руси обнаружилось сильное стремление к монашеской жизни и в разных местах страны стали создаваться монастыри. В таких больших городах, как Киев и Новгород, их насчитывались десятки и многие были многолюдными.

«Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, сообщает, что уже первых насельников обители отличало неукоснительное соблюдение правил монашеской жизни. О поставленном в 1051 году игумене монастыря преподобном Феодосии в «Повести» говорится, что когда он принял монастырь, то стал вводить воздержание и строгие посты по примеру великих подвижников Православного Востока.

Во время Великого поста преподобный Феодосий жил в пещере и общался с братией только в субботу или воскресение через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Накануне Лазаревой Субботы он возвращался в обитель и праздновал с братией Цветное (Вербное) воскресение.

Есть в русской истории и примеры воздержания от кровопролития в мирской жизни во время поста. «Повесть временных лет» в редакции, сделанной игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром, сообщает, что князь Владимир Мономах в 1116 году с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, сознавая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: «Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним».

Еще одним памятником, рассказывающим о посте, можно считать «Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц», составленные в 1156 году. Советы, касающиеся соблюдения поста, предназначались как монахам, так и мирянам.

Все эти и многие другие памятники - ценное подтверждение того, что уже в первые десятилетия и века после официального принятия православия пост стал неотъемлемой частью образа жизни русских.

В источниках зафиксированы случаи неоднократных соблюдений общественных, или «нарочитых», постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в трудные годы, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395 году, когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах служились молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX в.: православные постились в разгар первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году во время новой «смуты» по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

О питании во время поста сообщает памятник XVI века «Домострой», в котором регламентировалась хозяйственная и семейная жизнь русского человека и, в частности, давались советы, «как сохранить припасенный впрок всякий припас постный», как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост, а кроме того, предлагался определенный набор блюд в Великий, Успенский и другие посты.

Подвиг поста несли и русские государи. Царь Феодор Иоаннович «смирением был прославлен, о духовных делах заботился, на милость был щедр». Первый патриарх Московский и всея Руси Иов писал о нем как о благочестивом самодержце, с юности обладавшем многими добродетелями и пренебрегавшем житейскими соблазнами.

Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов. Австрийского дипломата С. Герберштейна не могло не поразить одинаково строгое отношение к постам всех слоев населения. И это понятно: ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553 - 1554 годах, писал: «Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо». Он был свидетелем того, как окружающие строго относятся к Великому посту: «Русские убеждены, что если нарушить этот пост, то не пройдешь через небесные врата».

У русских цариц был обычай принимать духовных лиц из городов, монастырей и пустынь. Уже на первой неделе Великого поста к царице приходили стряпчие из особо жалуемых монастырей и приносили ей и всем царевнам по ковриге хлеба, по кружке квасу и по блюду капусты. Этот монастырский дар принимался с особым благоговением.

В XVII веке продолжилась традиция общественного поста. В 1650 году для избавления от нашествия саранчи, наводнений и других бедствий пост соблюдался строже обычного.

Как пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов), «Церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений». И, как видно из приведенных примеров соблюдения поста, народ строго придерживался этих правил.

При Петре I расширились экономические и культурные связи России с западноевропейскими странами. Это привело к тому, что общепринятая система питания претерпела изменения – попробовав «заморские» яства представители знати приобщилась к иностранной культуре. Но и среди нее находились ревнители старины, воспитанные в духе благоговейного уважения к церковным обрядам. Простые же люди - горожане и особенно крестьяне, составлявшие большинство населения, продолжали соблюдать посты.

После смерти Петра I началась эпоха дворцовых переворотов, которая продолжалась до начала XIX века. В стране появилось много иностранцев, особенно протестантов, получивших право строить свои храмы. Они очень удивлялись тому, что крестьяне во время постов не продавали проезжим ни яиц, ни молока.

Католические епископы, также посещавшие нашу страну, были свидетелями того, как строго соблюдали посты в Сибири, особенно Великий пост. Особенно удивлялись иностранцы тому, как часто русские ходили на Богомолье в дни постов, наблюдая, что даже царские особы - Елизавета, Петр II, Екатерина II, Павел I - совершали паломничество в знаменитые монастыри.

Несмотря ни на что, в русском народе устойчиво сохранялись идеалы религиозно-нравственной жизни, позволявшие очень осторожно относиться ко всему иностранному, особенно если дело касалось постов. В постах русские видели существенную и необходимую принадлежность своей религии и считали, что от степени соблюдения постов зависит чистота их веры.

Епархиальная газета «Православная Удмуртия», № 8 (74) от 7 марта 2003 г.

В XIX веке в период Великого поста в крестьянской среде читали только духовную литературу. «При чтении религиозно-нравственных книг, как взрослых, так и детей интересовали главным образом чудеса, подвига строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних». К этому времени приурочивались будничные собрания замужних женщин, например, в Пермской губернии.

В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на Богомолье и на поклонение святыням. Паломничать шли с небольшой суммой денег - «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал: не подать Богомольцам почиталось за грех. Чаще посещали знаменитые монастыри, молились на службах, ставили свечи, а иногда оставались поработать.

С началом поста приходские священники ходили по домам с «постной молитвой». Хождение священника по приходу - это не простое хождение, а пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительское посещение своих прихожан.

Уроженец Воронежской губернии И. Столяров вспоминал, что его родители на первой неделе Великого поста не ели даже горячей пищи, питались только хлебом, кислой капустой и огурцами, заправляя их квасом, без постного масла. «Перемена в поведении чувствовалась не только у матери, но и у всех членов семьи. После шумного почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в “Прощеное воскресение”, все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент. Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчанье царило во всем селе. Изредка пройдет кто-нибудь спешным шагом по своим делам. Школьники не ходили в школу на первой неделе поста. Они говели и готовились к исповеди и причастию, т. е. целую неделю ходили на Церковные службы. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя большими грешниками и молили Господа Бога не отвергнуть наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия Святых Тайн, т. е. причастия».

На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.

На Великий пост приходятся «сороки» - день сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется, и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом. Учитывая это, в народе пекли изделия из теста, замешанного на масле, в виде птиц - «жаворонков». В Енисейской губернии внутрь таких «жаворонков» закатывали конопляное семя.

В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому в воспоминание о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андреево стояние», «Андрееве достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).

На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления архангела Гавриила Божией Матери с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.

В народе особое значение придавали благовещенской просфоре. В день праздника все обязательно присутствовали на Богослужении в храме, чтобы получить от священника освященную просфору, которую берегли как драгоценность до полевых работ. Она, как полагали крестьяне, обеспечивала успех в их земледельческом труде.

Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, - в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, - можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.

Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий или Страстной Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.

В. Никифоров-Волгин описал, как в Калязинском уезде Тверской губернии «на Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки: “Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья!»

По сообщению корреспондента Тенишевского бюро, в Зубцовском уезде той же губернии в последние дни Страстной седмицы ели только вечером, и то это был сухоядение - ели холодную, не вареную пищу без масла. Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая - пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным.

Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди.

В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно. «В Великий Четверг мы с братом ходили к “стоянию”, - писал И. Столяров... - Мы думали, что оно кончается в полночь (т. е. в 12 часов ночи). На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик. После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким... Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы. Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха...».

Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской.

Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий Пяток. В этот день стараются ничего не есть. По материалам, собранным корреспондентом Тенишевского бюро, крестьяне Саранского уезда Пензенской губернии в течение Страстной недели не пропускали ни одной службы в храме, ставили свечи к иконам, подавали милостыню, старались избегать всяческих ссор, считавшихся большим грехом, одним словом, вели себя очень строго. К Светлому Христову Воскресению готовились повсеместно. Ф. Зобнин вспоминал: «С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи... Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни. Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы...Из трех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна. Для меня, малыша, это было непонятно. “Мама, ты умрешь с голоду, - говорил я. - Как ты делаешь, чтобы не чувствовать голод?» В ответ на мой вопрос она говорила, улыбаясь: «А ты попробуй: не ешь, может, ты и не умрешь». Я пробовал не есть, но у меня ничего не выходило. Я еще выдерживал до обеденного часа, но потом у меня под ложечкой так сильно начинало сосать, что я умолял мать дать мне “хоть” маленький кусочек хлебца. Это трехдневное воздержание от еды перед Пасхой мать соблюдала в течение всей жизни».

В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Яйца, освященные в храме, имеют свойство сохраняться до праздника Вознесения Господня, где бы они ни лежали. Ф. Зобнин сообщает, что у них в селе яйца красили утром в Великую Субботу и тогда же их делили поровну между старыми и малыми по паям: «Нам, полным и безконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил - вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел “господ”, которые и в Великий пост «кушали мяско». Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...»

Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением («Великодень»). На Пасху христосуются - целуются со словами: «Христос воскресе!» В ответ говорят: «Воистину воскресе!» С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви «пасха» - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. «Противное признается за грех», - говорили крестьяне. В каждой губернии разговлялись по-разному в зависимости от достатка и доступности продуктов. Ф. Зобнин писал, что, перед тем как приступить к трапезе, в сибирских селах съедали по ложке растительного масла.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица - «Святая неделя («Великоденская», «Радостная»). Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся».

Священник и члены церковного причта ходили в городах и селах по домам со священными иконами, пели праздничные стихи и благословляли. Это называлось «Славить Христа». Во многих районах России священников приглашали отслужить молебен на полях, засеянных рожью, пшеницей и т. д.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу. Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Епархиальная газета «Православная Удмуртия», № 10 (76) от 21 марта 2003 г.

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика