Иконы и фрески

Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание

Праведный Иоанн Кронштадтский
Поделиться:
Главная
Иконография

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий духовный прототип, которому он должен следовать. Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых, напротив, очень мало.

С III века на каменных стенах стали появляться росписи - христиане изображали важнейшие для себя образы-символы. Чаще всего это был крест - на нем принес людям спасение победивший смерть Христос, затем якорь - символ надежды, так как жизнь часто сравнивали с бурным морем; и, наконец, рыба - обозначение имени Христа (по-гречески слово "рыба" (ΙΧΦΥΣ) состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель).

Встречались на стенах катакомб и вполне земные образы: птицы, цветы, плоды. Рядом с могилами подобные изображения казались картиной вечно цветущего райского сада с порхающими ангелами. Первые христиане, как умели, пытались вообразить Небесное Царство, иногда добавляя привычные им сюжеты римской мифологии.

Труднее было с изображением Христа - нельзя было полностью уподоблять невидимого Бога обыкновенному человеку и показывать его слишком явно, в телесном облике. По этой причине христиане не признавали статуй. На сводах катакомб сохранились изображения людей с поднятыми вверх руками. Они молятся, обращаясь к небу. А в центре, в круге, который символизирует небо, - фигура юноши-пастуха в римской одежде, с овцой на плечах. Так иносказательно изображали тогда Христа.

Существует предание о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям. В Малой Азии, в городе Эдессе, правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял уже всякую надежду на выздоровление. Однажды до него дошли слухи, что в Иудее живет мудрец по имени Иисус, который учит людей, помогает всем несчастным и исцеляет больных. Авгарь немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить Иисуса в Эдессу. А если тот не пойдет к царю, то слуга должен написать и привезти его портрет. Посланец Авгаря нашел Христа. Но он увидел вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда, как приказал царь, он начал писать портрет. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно некий свет мешал ему разглядеть черты Господа. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник "Нерукотворный образ Христа", или "Спас Нерукотворный". Обрадованный слуга поспешил с драгоценным полотенцем к Авгарю, и царь исцелился. С тех пор дар Господа, бережно укрепленный на доске на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. А царь и его подданные через некоторое время приняли христианство.

С давних пор иконы с изображением лика Иисуса Христа на белом полотнище почитались особо - ведь сам Христос оставил свой образ. На иконах "Спас Нерукотворный" лик Христа изображали, как правило, на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе - напоминанием о жертве Христа. Позже иконописцы стали буквально воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отразился образ Спасителя.

По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии евангелист запечатлел её образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: "Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя". С тех пор слова эти вспоминались всегда, когда люди приходили поклониться образу Богоматери. На иконах евангелиста и художника Луку изображали слушающим ангела, стоящего за спиной. Советы и указания ангела символизируют Божественное участие в сотворении иконы. С творения Луки бережно и благоговейно писали копии (списки). Очень скоро иконы Богоматери прославились как чудотворные, и описания этих удивительных событий сохранились в летописях.

К сожалению, время не сохранило самые ранние иконы. Дошедшие до нас первые иконы относятся к VI в. К этому времени христианское искусство имело уже немалый опыт, о котором мы знаем по ансамблям мозаик. Античные принципы постоянно соединялись в нем с поисками новой художественной выразительности, которая соответствовала бы духовности христианского мировоззрения. Во всех произведениях ранних веков заметен этот сплав старого и нового, хотя и в разных пропорциях. Ранние иконы тоже отражают этот процесс. Однако в VI в., к которому они относятся, в искусстве в целом уже возобладали понятия, отвечающие христианскому образу, а соответственно, и принципы нового стиля.

Все ранние иконы выглядят внешне весьма скромно по сравнению с великолепием и блеском мозаик IV-VI вв.; их цель - только внутренняя глубина образа. По своему назначению икона - это образ, который должен максимально приблизиться к своему Божественному прототипу; икона - это некое звено, которое связывает земное с Божественным.

Большая часть сохранившихся ранних икон находится в монастыре Св. Екатерины на горе Синай. Это не значит, что они там и были созданы. Чаще всего иконы присылались в монастыри из городов, из крупных центров, имевших художественные мастерские. Среди синайских икон есть разные группы: и созданные в Константинополе, и прибывшие с христианского Востока. Три из этих икон - "Христос Пантократор" (Вседержитель), "Апостол Петр" и "Богоматерь на троне со святыми Федором и Георгием" - выполнены с высочайшим художественным мастерством и могут быть отнесены к константинопольским работам. Индивидуальные облики, живые взгляды, подвижные лица, естественные позы, живописная поверхность, богатая переливающимися оттенками, полная рефлексирующих отблесков и сочных мазков, - все это было характерно для античного искусства и воспринято от него византийскими, особенно столичными художниками. Вместе с тем эти классические основы стиля соединяются во всех них с тонкой, не присущей античности одухотворенностью изображений.

Самая важная по содержанию и самая прекрасная по исполнению из ранних икон - это "Христос Пантократор", благословляющий правой рукой и держащий Евангелие в левой. Именно такой образ, иконография которого, как видно по этой иконе, уже сложилась в VI веке, будет играть ключевую роль во всем византийском искусстве. Здесь уже явно преобладают особенности, свойственные именно иконе, то есть образу, предназначенному для молитвы. Однако преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Этому же подчинены и средства живописной выразительности: появляется особая иконная гладкость, менее заметными становятся мазки и фактура, свет лежит на всем столь идеально равномерно, что предполагает какое-то особое излучение. Благодаря этому живописная поверхность утрачивает эллинистическую чувственность и приближается к иконной плави, а образ от реального переходит к идеальному. В этом образе Христа Пантократора мы встречаемся с важнейшими отличительными чертами византийского иконописания: молчаливой созерцательностью, покоем, отсутствием каких-либо заметных эмоций.

Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли "умным деланием". Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. С XIV века иконопись превратилась в наследственную профессию.

Когда отец обучал сына с раннего возраста, навыки иконописания были глубже и прочнее. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже - из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Изображение было окружено своеобразной рамой - выступом. Этим оно как бы отодвигалось в иной мир.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

См. также о почитании святых икон - из церковного чтения в Неделю торжества православия

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика