Иконы и фрески

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает

Преподобный Серафим Саровский
Поделиться:
Главная
Богословие

Духовное содержание Великого поста

Святоотеческое учение о Великом посте неотделимо от учения о посте вообще. Великий пост понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления (Basil. Magn. Hom. de jejun. 1–2; Ioan. Chrysost. Contra. Jud. III. 4–5).

В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о "десятине года" (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то "телесный" пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).

За Великим постом сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: "Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи" (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: "Постное время светло начнем... да сподобимся вси видете всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху" – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).

С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в "Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы", которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).

В связи с тем, что дни Великого поста– это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав Богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).

Неисчерпаемый источник духовных размышлений о Великом посте – сокровищница православной гимнографии.

Диакон Михаил Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика