Иконы и фрески

Тайная Вечеря
Леонардо да Винчи, 1495-1497

Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь

Преподобный Силуан Афонский
Поделиться:

Слово святого Кирилла, епископа Туровского, в неделю Ваий

Велики и древни сокровища, дивно и радостно откровение доброго и сильного богатства, неоскудеваемы дары, подаваемые ближним и дальним, искусны строители славного и весьма честного дома, обильны и преизобильны многие остатки царской трапезы, от которых нищие питаются пищею, не гибнущею, но пребывающею в живот вечный. Слова евангельские, которые Христос многократно изрекал ради человеческого спасения, суть пища душам нашим: Его славный и честный дом — Церковь имеет искусных строителей: патриархов, митрополитов, епископов, игуменов, иереев и всех церковных учителей, которые чрез веру и чистоту сделались ближними Богу, и благодатию Духа Святаго приемлют разные дары учения и исцеления по мере дара Христова. Потому и мы убогие, взимая крупицы от остатков той же трапезы, насыщаемся ими: ибо всякий раб своего господина хвалит; а нам, братие, ныне радость и веселие всему миру от наступившего праздника, в котором сбываются пророческие писания относительно совершаемого ныне Христом знамения.

Ныне Христос от Вифании входит в Иерусалим, всед на жребя осле, да исполнится пророчество Захарии о Нем: радуйся зело дщи Сионя: се Царь твой грядет кроток, всед на жребца юна (Зах. 9, 9). Разумея сие пророчество, мы веселимся: ибо души святых называются дщерями горнего Иерусалима, а жребя — то уверовавшие во Христа язычники, которых Он, послав Апостолов, отрешил от лести диавола. Ныне толпы народа вышли на встречу Иисусу, держа в руках ваии и тем творя Ему почесть, после того как Он воззвал Лазаря из гроба и воскресил его из мертвых. Прекрасно свидетельство народное, которому поварили язычники и признали во Христе Сына Божия; ибо среди Иудеев Христос сотворил чудеса, а язычникам даровал благодать спасения: Иудеи явили Христа, а язычники приняли Его; Израиль отрекся от Того, Кто призывал Его в вечную жизнь, и Христос ввел в Царство Небесное уверовавших язычников; и был Иудеям на падение и соблазн, а чужестранцам на возстание чрез веру. Ныне Апостолы возложили свои ризы на жребя и Христос сел верху их: какое явление преславной тайны! Христианские добродетели суть ризы Апостолов, которые своим учением сотворили благоверных людей престолом Божиим и вместилищем Святаго Духа; ибо сказано: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16). Ныне народы постилают по пути Господу ризы свои, а другие, ломая от дерев ветви, полагали при пути. Добрый и правый путь для владык мирских и всех вельмож есть Христос, которым, постилая его милостынею и незлобием, удобно входят в Небесное Царство; а ломающие ветви от древа суть прочие люди и грешники, которые, уравнивая путь свой сокрушенным сердцем и умилением души, постом и молитвами, приходят к Богу, изрекшему: Аз есмь путь и истина и живот (Иоан. 14, 6). Ныне предъидущие и последующие восклицают: “осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!” Предъидущие — суть Пророки и Апостолы: те наперед пророчествовали о пришествии Христовом, а эти проповедали во всем мире пришедшего Бога от Бога и крестили во имя Его народы. Последующие — суть святители с мучениками: одни крепко борятся за Христа с еретиками, и как врагов изгоняют их из церкви, другие пострадали за имя Христово даже до крови и, считая все за уметы, текли вслед Его, чтобы соделаться причастниками Его страданий. Все же взывали: “Осанна! Ты, Сын Божий, воплотивыйся на земле, да воздвигнешь Адама, падшего преступлением; ради благословения Твоего мы потщимся творить добрые дела во имя Господне.

Ныне подвигся весь Иерусалим ради входа Господня: старцы шествовали быстро, да поклонятся Иисусу, как Богу; отроки текли скоро, да прославят Его за чудесное воскресение Лазаря; младенцы, как бы крылатые, парили вокруг Христа и вопияли: “осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! Бог Господь явися нам!” Какое откровение таин и разрешение пророческих писаний! Под старцами разумеются язычники: ибо они явились прежде Авраама и Израиля; тогда, будучи прельщены, они уклонились от Бога, а ныне покланяются верою Сыну Божию. Отроки изображают всечестный, любящий девство, иноческий чин, непрестанно славящий Христа и творящий чудеса благодатию Божиею. Младенцы прообразовали всех христиан, которые ничего не испытывают о Христе, но, Им живя и за Него умирая, воздают Ему обеты и молитвы. Ныне Анна и Каиафа негодуют; всем радость и веселие, а им скорбь и смущение, между тем как иерейскому чину следовало бы быть разсудительну и испытать у Пророков: еда сей есть Христос, о Котором завещал Иаков сыновьям своим, говоря: “из племени твоего, Иуда, произойдет Владыка неба и земли; Он упование народам; Он привязывает к виноградной лозе своего осленка” (Быт. 49, 10, 11). Но иереи не вспомнили сего; не вспомнили и Давида, пророчествовавшего так: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Псал. 8, 3); не разумея читали Софонию, который писал так: “веселись, Иерусалим, и уровняй путь Богу твоему, поелику приидет в церковь Свою творящий чудеса и дающий энамения”. Напротив того иереи совет сотворили против благодетеля, чтобы погубить не только Иисуса, но и Лазаря. Не хотели они вместе с народом говорить так: велий еси Господи, ибо голос Твой потряс глубины адовы, исторг из внутренностей ада душу умершего, — и вышел Лазарь опять спасенный для жизни.

Ныне тварь веселится, будучи освобождаема от работы вражией, а врата и вереи адские потряслись и силы бесовские ужаснулись. Ныне горы и холмы источают сладость, долины и поля приносят плоды Богу. Горние воспевают, а преисподние рыдают. Ангелы дивятся, видя на земле Невидимого на небесах, видя седящим на жребяти Сущего на престоле херувимском, видя обступаемого народом Неприступного небесным силам. Ныне бывает радостно хвалим младенцами Тот, Которого серафимы со страхом непрестанно славят в вышних. Ныне шествует в Иерусалим — Измеривый небо пядию и землю дланию; входит в церковь — Невместимый небесами. Ныне старейшины жреческие гневаются на Того, Кто творить великие чудеса; книжники и фарисеи негодуют на детей, которые бегут с ветвями на встречу Христу и возглашают: осанна Сыну Давидову! Чудные дела! как негодующие забыли писания о Христе пророческие? Конечно, это случилось ради спасения нас язычников. Уже, — сказано, — несть Ми хотения в сынах Израилевых; явлен бых неищущим Мене (Пс. 65, 1) и скажу не Моим людям: людие Мои есте вы.

Посему, братие, нам подобает, как людям Божиим, прославлять возлюбившего нас Христа. Приидите, поклонимся и припадем Ему, мысленно лобызая пречистые ноги Его, подобно блуднице. Отстанем, подобно ей, от злых дел; излием, яко миро, на главу Его веру и любовь нашу. Изыдем любовию, подобно народам, во сретение Ему; сломим, как ветви, держимый нами гнев; постелем Ему, как ризы, наши добродетели; воскликнем молитвами и беззлобием, как младенцы; предъидем Ему милостынями к нищим; последуем за Ним смирением и постом, бдением и блаженным покаянием и не погубим трудов сорокадневного поста, в который мы подвизались, очищая себя от всякой скверны, да и в наш Иерусалим внидет ныне Христос, ибо состав нашего тела называется Иерусалимом, как говорится у Исаии: “на руках своих написал я стены твоя, Иерусалиме, и вселюся посреде тебя” (Ис. 49, 1). Уготовим, как горницу, души наши смирением, да чрез причастие внидет в нас Сын Божий и пасху сотворит со учениками Своими; и пойдем с Идущим на вольное страдание, взяв крест свой терпением всякой обиды; распнемся для борьбы против греха; умертвим похоти телесные; воскликнем: “Осанна в вышних, благословен Ты, пришедший на вольную муку, чрез которую Ты ад попрал, Адама извел и смерть победил”!

Заканчивая здесь слово, песнями, как цветами, святую Церковь увенчаем и праздник украсим и Богу славословие вознесем и Христа Спасителя нашего возвеличим, осеняемые благодатию Святаго Духа, да радостно и в мире совершив праздник, достигнем тридневного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь, держава и поклонение со Отцем и со Святым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: Слово святого Кирилла, епископа Туровского, в неделю Ваий. Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика