Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью
Язык всего пагубнее для людей. Это конь, всегда убегающий вперед, это самое уготованное оружие. Иной все видит, но руки у него достают очень немногое, именно то, что под ногами, ноги же его не обходили целой земли. И убийце нужно бороться с трудом; прелюбодей трепещет своей бешеной страсти; ворам всего страшнее день. И богатство обременительно; одним обладаю, а другое уже потерял; столько удерживаю у себя в руках, сколько можно удержать жидкости горстью. Корабль, дальний путь, разбойники, несытый человек, который простирает жадные взоры на чужое достояние, - вот сколько противников у всякого златолюбца! И худым не без труда, не без труда и добрым. Но ничто не удерживало языка, скорого на слово, - ни человек, ни снег, ни поток, ни каменный утес.
|
В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. |
|
|
Телесный пост далеко не безразличен в духовной жизни каждого христианина. безпорядочно и безразборно вкушаемая пища нередко возбуждает страстность [1], огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева чрез ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая. Ищущие возвращения в светлые райские обители достигают его воздержанием от излишеств в питании и услаждений плоти [2]. |
Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, Которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. |
Значение сорокадневного поста изначально отождествлялось с подготовкой оглашенных и "к святому просвещению предуготовленных" к их крещению на Пасхальном Всенощном бдении в ночь Великой Субботы. Об этом первоначальном значении свидетельствуют некоторые неизменные до сих пор "прошения" на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великую Четыредесятницу. О том же говорят и ежедневные Чтения на богослужениях этого периода, избранные из книг Бытия, пророка Исаии и Паримий, которые Древняя Церковь использовала для катехизации. |
Мы всю жизнь должны идти ко Христу, Который дал нам образ для подражания. Пост дан нам для того, чтобы мы, увидев свое несовершенство, свое духовное безобразие, при этом увидели, насколько прекрасен Господь, и насколько мы должны, устремляясь к Нему, тоже просвещаться, освящаться и делаться более совершенными. |
Опасность, — говорит Церковь — внутри: в эгоизме, гордости, себялюбии и тщеславии, и в неделю о блудном сыне она раскрывает весь ужас этого греховного состояния падшего человека и указывает величие Божия милосердия. |
Единообразие молитвы помогает нашей природе медленно возвращаться к утерянной глубине. Мы уже говорили о главной великопостной молитве Ефрема Сирина. Теперь остановимся на ее смысле и содержании. Она читается дважды в конце каждой службы с понедельника до пятницы в течение всего поста. |
Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования