Вход Господень в Иерусалим одновременно и радостный и печальный, даже трагический праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. Торжественным входом в Святой Град Иерусалим Он возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле, Царствия, которое открывается в Христовой Церкви. Грустный этот праздник потому, что это событие стало началом крестного пути Христа, израильский народ не принял своего истинного Царя и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя: «Осанна!», через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»
При входе Господнем в Иерусалим исполнились многие ветхозаветные пророчества о Мессии, так что ни у кого уже не могло оставаться сомнений в том, Кто в этот день пришел в Священный город. Подойдя к Иерусалиму, Христос послал учеников в ближайшее селение и приказал им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Мф. 21, 2-3). Все именно так и произошло. Случилось еще одно явное чудо: ослица и осленок оказались именно там, где указал Христос, и их хозяева, возможно, и не знакомые с Иисусом, безропотно отдали свою скотину. Так исполнилось пророчество Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). Само появление Мессии, Царя Израильского в столице Своего царства не на пышно убранном коне в окружении многочисленной свиты, как подобает приличным царям, а на самом скромном вьючном животном было неожиданным, едва ли не скандальным, особенно в глазах иудеев, надеявшихся, что Христос освободит их от власти римлян и добьется для Иудеи мирового господства. Войдя в Иерусалим, сидя на осленке, Христос показал, что Его царство не такое, какое ожидал от Него еврейский народ: это не могущественное земное царство, а смиренное духовное царство любви.
Тем не менее, при входе Господа в Иерусалим множество народа, уже знавшего о недавнем воскрешении Лазаря, что не могло не поразить их и не уверить в миссианском достоинстве Христа, постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9). Причем по указанию евангелий, «осанна», т.е. по-еврейски «Спасай нас!», - возглас, которым приветствовали царей, Спасителю возгласили и младенцы, и даже совсем маленькие грудные дети, которые по возрасту просто не могли еще говорить, - хвала Спасителю стала первым словом, сошедшим из их уст (Мф. 21, 16). Так сбылось еще одно пророчество Ветхого Завета, переданное устами псалмопевца Давида: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8, 3).
Книжники и первосвященники, даже став свидетелями столь очевидного чуда, не преминули тут же поставить его в вину Спасителю: дескать, зачем неразумные дети шумят и нарушают порядок в Храме (а народ продолжал приветствовать Христа и тогда, когда Он вошел в Храм), заставь их замолчать. На это Спаситель ответил: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Однако каменные сердца начальников иудейского народа не отозвались на приход Мессии в Свой город и оказались жестче природных камней Палестины. Уже тогда книжники и первосвященники задумали убить Христа, хотя они, будучи знатоками Священного Писания, как никто, должны были увидеть признаки исполнения пророчеств и узнать в Иисусе обещанного Спасителя человечества. Что самое ужасное, в глубине сердца они, конечно же, знали о мессианском достоинстве Христа, но уж очень боялись потерять собственную власть и из-за этого решились на вполне осознанное Богоборчество.
Ненависть к Иисусу со стороны первосвященников усилил еще один поступок Спасителя. Войдя в Иерусалимский храм, Он, как и в начале своего служения (Ин. 2, 13-17), выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 13). И меновщики, обменивавшие на иудейские деньги римские монеты с изображениями обожествляемых императоров, которые нельзя было, поэтому, вносить в Храм, и продающие голубей для установленных Законом жертвоприношений были необходимы для проведения Богослужений, но для корыстолюбивых священников торговля стала самоценностью и заслонила собой собственно служение Богу. Да и время ветхозаветного храма подошло к концу: Христос основал новую Церковь, новое Царство, распространившееся уже не только на евреев, но и на все народы. Вход Господень в Иерусалим стал символом наступления этого Царства. Так почему же израильский народ так восторженно приветствовавший Христа, уже через несколько дней отверг своего Спасителя?
Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем... А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти...» В праздник Входа Господня в Иерусалим верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя вайями, пальмовыми ветвями (на Руси вместо них веточки вербы), но каждый, взявший их в руки, должен честно спросить себя, готов ли он принять Христа как Царя, но не могущественного земного царства, а небесного, Царства жертвенной любви и служения. К этому и призывает Церковь в радостный праздник Вербного воскресенья.