Знаете ли вы, почему этот пост называется Великим? Не только потому, что он длиннее всех остальных, но и потому, что он имеет великое значение в жизни православного человека.
Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году – к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь.
Как мы это делаем? Мы постимся – не едим скоромную пищу - мяса, молока, яиц…. Но воздержание от скоромной пищи, от лакомств важно не само по себе, а как оружие в борьбе с нехорошими желаниями и поступками. Ведь многие любят покапризничать, пошуметь, похвастаться, кто-то, бывает, обманывает других, а иногда и дерется!.. Поэтому каждому человеку очень полезно уметь иногда отказываться от того, чего ему хочется.
В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу – во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время – Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться.
Давайте представим себе, что мы с вами оказались в храме. Те, кто уже когда-нибудь бывал на великопостной службе, помнят, что в эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Давайте вместе прочтем её.
Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми – значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность – это лень, ничегонеделание. Уныние – тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие – это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие – пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», – просим мы Бога.
После этого прошения, друзья, положено сделать земной поклон.
Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие – убеждение, что всё, что мы имеем, – это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, – мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.
После этого прошения мы снова кладём земной поклон.
Дальше. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю – это обращение, так же, как и Господи. Зрети – значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».
Здесь, в конце молитвы, мы в третий раз делаем земной поклон.
Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста – об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное – видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой – своими чувствами и поступками.
Этого, друзья, мы от души желаем всем нам.
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ | |
ДСОТ «Радость моя» | 2006-2012 |