Иконы и фрески

Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?

Святитель Иоанн Златоуст
Поделиться:
Главная
Обычаи
Как постились наши предки
Нестеров М.В. Отцы-пустынники и жены непорочны

После принятия в 988 году христианства на Руси появилось много литературы, посвященной жизни святых Восточной Церкви. А некоторые из русских подвижников «обучались монашеству» в восточных монастырях под непосредственным руководством тамошних старцев. Так, преподобный Антоний, основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник русского подвижничества принял монашеский постриг и научился иноческой жизни на Святой горе Афон.

На благодатной почве Руси обнаружилось сильное стремление к монашеской жизни и в разных местах страны стали создаваться монастыри. В таких больших городах, как Киев и Новгород, их насчитывались десятки и многие были многолюдными. «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, сообщает, что уже первых насельников обители отличало неукоснительное соблюдение правил монашеской жизни. О поставленном в 1051 году игумене монастыря преподобном Феодосии в «Повести» говорится, что когда он принял монастырь, то стал вводить воздержание и строгие посты по примеру великих подвижников Православного Востока. Во время Великого поста преподобный Феодосий жил в пещере и общался с братией только в субботу или воскресение через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Накануне Лазаревой Субботы он возвращался в обитель и праздновал с братией Цветное (Вербное) воскресение.

Есть в русской истории и примеры воздержания от кровопролития в мирской жизни во время поста. «Повесть временных лет» в редакции, сделанной игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром, сообщает, что князь Владимир Мономах в 1116 году с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, сознавая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: «Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним».

Еще одним памятником, рассказывающим о посте, можно считать «Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц», составленные в 1156 году. Советы, касающиеся соблюдения поста, предназначались как монахам, так и мирянам.

Все эти и многие другие памятники - ценное подтверждение того, что уже в первые десятилетия и века после официального принятия православия пост стал неотъемлемой частью образа жизни русских.

В источниках зафиксированы случаи неоднократных соблюдений общественных, или «нарочитых», постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в трудные годы, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395 году, когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах служились молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX в.: православные постились в разгар первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году во время новой «смуты» по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

О питании во время поста сообщает памятник XVI века «Домострой», в котором регламентировалась хозяйственная и семейная жизнь русского человека и, в частности, давались советы, «как сохранить припасенный впрок всякий припас постный», как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост, а кроме того, предлагался определенный набор блюд в Великий, Успенский и другие посты.

Подвиг поста несли и русские государи. Царь Феодор Иоаннович «смирением был прославлен, о духовных делах заботился, на милость был щедр». Первый патриарх Московский и всея Руси Иов писал о нем как о благочестивом самодержце, с юности обладавшем многими добродетелями и пренебрегавшем житейскими соблазнами.

Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов. Австрийского дипломата С. Герберштейна не могло не поразить одинаково строгое отношение к постам всех слоев населения. И это понятно: ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553 - 1554 годах, писал: «Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо». Он был свидетелем того, как окружающие строго относятся к Великому посту: «Русские убеждены, что если нарушить этот пост, то не пройдешь через небесные врата».

У русских цариц был обычай принимать духовных лиц из городов, монастырей и пустынь. Уже на первой неделе Великого поста к царице приходили стряпчие из особо жалуемых монастырей и приносили ей и всем царевнам по ковриге хлеба, по кружке квасу и по блюду капусты. Этот монастырский дар принимался с особым благоговением.

В XVII веке продолжилась традиция общественного поста. В 1650 году для избавления от нашествия саранчи, наводнений и других бедствий пост соблюдался строже обычного.

Как пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов), «Церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений». И, как видно из приведенных примеров соблюдения поста, народ строго придерживался этих правил.

При Петре I расширились экономические и культурные связи России с западноевропейскими странами. Это привело к тому, что общепринятая система питания претерпела изменения - попробовав «заморские» яства представители знати приобщилась к иностранной культуре. Но и среди нее находились ревнители старины, воспитанные в духе благоговейного уважения к церковным обрядам. Простые же люди - горожане и особенно крестьяне, составлявшие большинство населения, продолжали соблюдать посты.

После смерти Петра I началась эпоха дворцовых переворотов, которая продолжалась до начала XIX века. В стране появилось много иностранцев, особенно протестантов, получивших право строить свои храмы. Они очень удивлялись тому, что крестьяне во время постов не продавали проезжим ни яиц, ни молока. Католические епископы, также посещавшие нашу страну, были свидетелями того, как строго соблюдали посты в Сибири, особенно Великий пост. Особенно удивлялись иностранцы тому, как часто русские ходили на Богомолье в дни постов, наблюдая, что даже царские особы - Елизавета, Петр II, Екатерина II, Павел I - совершали паломничество в знаменитые монастыри. Не смотря ни на что, в русском народе устойчиво сохранялись идеалы религиозно-нравственной жизни, позволявшие очень осторожно относиться ко всему иностранному, особенно если дело касалось постов. В постах русские видели существенную и необходимую принадлежность своей религии и считали, что от степени соблюдения постов зависит чистота их веры.

Пасха.ру

 


 

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика