Иконы и фрески

Христос в пустыне
Иван Николаевич Крамской, 1872

Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь

Преподобный Силуан Афонский
Поделиться:

Сначала немного истории. В 842 г. Окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества. Она закончилась со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, после которого продолжат его политику было некому. Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе. Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г.

Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.

Его кульминацией является чин анафематствования, который служится в кафедральных соборах во время литургии. Что это за чин?

За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Их столь много, что простое перечисление будет превышать объем всей этой статьи. Ереси «возникают» и сегодня - «возникают» в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории. Причем те, древние, ереси основывались людьми исключительно образованными и из самых лучших их побуждений. В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем-то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью. Отнесемся и мы к ним серьезно.

Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали «борцов за правое дело», вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий - только боль от того, что слишком разобщены по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами.

Возглас диакона на ектении (в переводе): «Помолимся Господу... чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере.

Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, - анафема.

Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим - анафема.

Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, - анафема.

Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, - анафема.

Не принимающим благодати искупления, взвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, - анафема.

Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, - анафема.

Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, - анафема.

Отвергающим безсмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение - анафема. Отвергающим все таинства церковные - анафема.

Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые - анафема.

Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену - анафема.

Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами - анафема».

В таком виде этот чин состоял до революции 1917 года. В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен - все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться. Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища - православной веры: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Перевод чина анафематствования выполнен по: «Тверские епархиальные ведомости», 1912, № 7. Павел Иванов, Тверской мирянин, №21.

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика