Иконы и фрески

Тайная Вечеря
Леонардо да Винчи, 1495-1497

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает

Преподобный Серафим Саровский
Поделиться:

Когда Ангел Господень возвестил о том, что Христос Воскрес, ученики Господа прибежали к пещере и, войдя в нее, увидели, что Христа там нет, а лежит только Плащаница, в которую было завернуто Его тело, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

В XIII веке во время IV крестового похода Плащаница была перевезена во Францию. В XV веке она оказалась в итальянском городе Турине, где находится до сих пор и называется по имени этого города «Туринской Плащаницей», которая для христиан является величайшей святыней.

Долгое время некоторые историки считали, что отпечатки на ней формы человеческого тела спереди и сзади были написаны красками. Но во второй половине XIX века по промыслу Божию была изобретена фотография. Плащаница была сфотографирована, и обнаружились совершенно необыкновенные подробности. Изображение на Плащанице явилось негативом, а фотография — позитивом... Отчетливо и очень реалистично прослеживается лик Спасителя и все подробности Его мучений.

Фотография произвела сильное впечатление в ученом мире. За изучение Плащаницы взялся знаменитый парижский университет Сорбонна. Ее исследовали один за другим выдающиеся ученые — физики, химики, археологи, анатомы, художники, историки, фотографы, юристы... Плащаница была признана подлинной. Отпечаток на ткани образовался, видимо, вследствие сильного излучения в момент Воскресения Христова.

Плащаницу нередко называют «пятым Евангелием». Отец Серафим Слободской хорошо сказал: «Плащаница — это не только величайшая из Святынь всего просвещенного христианского мира, но и особой силы и значения документ. Теперь он перед нами для того, чтобы мы действительно почувствовали всю меру страданий за нас Самого Сына Божия и поняли бы весь ужас своего падения, в вере и верности, и действительно приблизились бы к духовному возрождению». Мел Гибсон в кинокартине «Страсти Христовы» попытался это донести воочию.

Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа немного больше, чем о них рассказано в Евангелиях. На теле от головы до ног остались следы двухсот ранений от бичевания римскими кнутами с шариками на концах. Удары были так сильны, что кожа рассекалась. Избивали два палача, из которых один был более низкого роста. После избиения Христа отвели в Преторию и, надев багряницу и возложив терновый венец, били по лицу палкой и перебили Ему переносицу. Шипы от терний протыкали и вены, и артерии, оставляя глубокие ранения, из которых обильными потоками изливалась кровь.

От несения перекладины Креста на спине, как показывает Плащаница, образовались две темные опухоли. Измученный и обезсилевший Христос неоднократно падал под тяжестью Своей ноши; при этом особенно страдало левое колено. Тяжелая перекладина ударяла Его по спине и ногам. На Плащанице видно, что гвозди вбивались не в ладонь, а Христос Спаситель был распят через запястья (щель Дескома), причем сильно сжимался большой палец.

Испытывая неописуемую боль, Он провисел три часа на пронзенных нервных магистралях Своих рук. Три часа Господь терпел страшные муки удушья, преодолеть которые иногда можно было, медленно приподнимаясь, опираясь на гвозди в ногах. При этом руки вращались на нервах, пронзенных гвоздями. Самые мучительные и невыносимые страдания — на Кресте...

Хотелось бы еще рассказать о совсем малоизвестном. Мы, христиане, в каком-то смысле даже более материалисты, ибо утверждаем, что при Втором Пришествии Христовом уже во славе Отчей воскреснут не только души, но и телеса встанут из гробов, однако уже обновленные, поскольку тело — свято (являясь храмом души по замыслу Божию) и призвано также к жизни вечной [1].

Чтобы воочию познать значение Воскресения, надо вспомнить весь ужас, силу и власть смерти (т.е. разрушения, распада, конца мнимого), надо встать на эту грань отчаяния и пережить его живо. Вера (в отличие от знания) есть уверенность в существовании мира невидимого. Религиозные истины же усвояются по благодати Божией в зависимости от степени чистоты человека. Но, с другой стороны, сказано в Библии: «Исследуйте Писания» (Ин. 5, 39). Следуя сему наказу, попробуем идти чисто логическим путем и поразмышляем об истинности Воскресения Христова на основании свидетельств Евангелия.

Приведу некоторые аргументы из семинарского курса 4 класса по Основному Богословию: «Чудо Воскресения Иисуса Христа. Это чудо величайшее и безпримерное. Оно выходит из ряда всех других чудес, какие только когда-либо видал и слыхал мир. Воскресить мертвого, без сомнения великое чудо; но такие чудеса могли совершать и избранники Божии, облеченные силою свыше (Илия, Елисей, некоторые из Апостолов и др.) Воскреснуть же самому, своею собственною силою, как воскрес Иисус Христос — это возможно было только для Того, Кто, будучи человеком, был в то же время и Богом, Владыкою жизни и смерти, и Кто, поэтому, как имел власть положить душу Свою за других, так имел власть и опять принять ее (Ин. 10, 17—18). Враждебные Христу первосвященники и старейшины иудейские распустили молву, что Он не воскрес, но ученики Его украли мертвое тело, воспользовавшись сном стражи, приставленной ко Гробу, и затем пронесли весть о Его Воскресении...

Похищение тела Христова учениками вовремя сна стражей представляется невозможным или безрассудным по следующим причинам. Со стороны Апостолов — известно, что они дотоле были люди робкие и боязливые, откуда же взялась теперь у них такая смелость? Им ли похищать мертвого, когда они оставили живого? Они рассеялись при виде нескольких рабов с дрекольями, пришедших взять Иисуса; как же отважились они теперь напасть на вооруженных воинов? Да и что могло побудить их на такой отчаянный поступок? Зачем им нужно было мертвое тело их Учителя? Но, допустим, несмотря на всю нравственную невозможность поступка, что Апостолы похитили тело своего Учителя — спрашивается: почему же они не сделали этого в первую ночь (с пятницы на субботу), когда при Гробе еще не было стражи, а вздумали исполнить свое намерение тогда, когда Гроб охраняла уже стража? Кроме того, если бы им захотелось с этой целью воспользоваться сном стражи, то как надлежало бы им поступить в этом случае по требованию благоразумия? Надлежало бы, конечно, со всею возможной скоростью схватить тело и бежать из Гроба. А между тем они, как будто нарочно, медлят в пещере, снимают с мертвого погребальные пелены и сударь, укладывают их в известный порядок, в каком после нашли эти вещи Петр и Иоанн (Ин. 20, 6—8) и, таким образом, безполезно тратят время, столь для них дорогое!

Со стороны самого дела, т.е. тайного похищения. Возможно ли, в самом деле, чтобы апостолы приблизились к пещере Гроба, разломали печать и отвалили огромный камень от дверей ее, немало помедлили в ней и потом унесли из нее мертвое тело своего Учителя, не разбудивши всем этим ни одного из воинов, как бы глубоко все они ни спали?..

Воины (как бы. — В.М.) сознаются, что они спали, когда обязаны были бодрствовать... Они виновны были в высшей степени, по их собственному сознанию, а между тем их не только не наказывают, а напротив, еще дают им порядочную сумму денег!..

Почему синедрион, запрещая апостолам проповедовать Воскресение Христа, не изобличает их в похищении тела Христова и даже вовсе не упоминает об этом похищении? Причина понятна: иудеи сами выдумали сказку о похищении тела из Гроба, а потому и знали очень хорошо, что надлежащее расследование этого дела, скорее всего, могло обличить в обмане их же самих. Сколько нелепа рассмотренная клевета на Истину Воскресения Христова, столько же, напротив, несомненно свидетельство Апостолов об Истине...

Если бы они говорили, что только один из них видел Господа после Его смерти, то еще можно было бы подумать, что этот единственный свидетель видел призрак или принял одно лицо вместо другого. Но Апостолы утверждают, что они все видели воскресшего Спасителя, и что в одно время Он явился даже более, нежели пятистам братиям (1 Кор. 15, 6), т.е. последователям Своим... И пред их же глазами вознесся на Небо.

Наконец, во время своих явлений, Он имел с ними продолжительные беседы, изъяснял им Писания, открывал тайны Царствия Своего, которые они должны были проповедовать, предсказывал им то, что с ними случится и начертал план их будущих действий. Он даже, собственно для удостоверения учеников, вкушал пред ними пищу и питие, показывая им Свои изъязвленные руки и ноги, Свои ребра, пронзенные копием и заставлял их осязать Себя. Неужели же после всего этого Апостолы не могли узнать своего Учителя и как-нибудь обмануться?

Замечательно, что Апостолы в настоящем случае являлись особенно недоверчивыми. Они чувствовали всю важность Воскресения Христова и потому всеми мерами старались до очевидности убедиться в нем. Они не увлекаются первой вестью о Воскресении Господа, не верят друг другу, не доверяют даже с первого раза собственным глазам. Эта медлительность в веровании, эта осторожность, с какою Апостолы принимают весть о Воскресении Христовом, эти доказательства, которых они требуют для собственного убеждения в факте Воскресения — со всей непререкаемостью свидетельствуют, что если они, наконец, поверили решительно, то, значит, они разузнали истину самым полным и очевидным образом...

Точно также нельзя подозревать Апостолов в том, чтобы они имели намерение обмануть других, говоря о Воскресении своего Учителя. Этому противоречит, во-первых, их нравственный характер. Возможно ли предположить умысел — обмануть других людей, — теми, кто, проповедуя нравственность самую чистую и святую, какую когда-либо слышал мир, сами первые оправдывают ее своею казнью? Во-вторых, самые обстоятельства их проповеди. Они проповедуют о Воскресении своего Учителя в том городе, где Он был распят; пред лицом всех тех людей, которые видели Его и были даже виновниками Его крестной смерти; проповедуют спустя не более пятидесяти дней после События, когда у всех еще живы были воспоминания о жизни и смерти Иисуса Христа и когда, поэтому, всякому легко было обличить проповедников во лжи...

В самом деле, что могло бы заставить их проповедовать о Воскресении Иисуса Христа, если бы Он действительно не воскрес? Прежняя любовь к Нему? Но эта любовь, в таком случае, необходимо должна была охладеть, и даже превратиться в ненависть: они видели бы теперь в Нем человека, который, обольстив их несбыточною мечтою, заставив их покинуть дома, имущество, вооружив против них весь народ иудейский, наконец, оставил их на произвол судьбы.

Или надежда благ мира? Но проповедовать Иисуса Христа воскресшего значило бы объявить иудеям, что они убийцы истинного Мессии, т.е. открыто обвинять их в преступлении величайшем, какое только можно вообразить и, следовательно, подвергать себя всей злобе и ненависти этих людей, которые в мщении за себя были неукротимы, как известно уже было Апостолам из опыта над их собственным Учителем.

Между тем, если бы они согласились перейти на сторону врагов своего Учителя; если бы объявили, что умерши Он не воскрес, хотя неоднократно предрекал о своем воскресении, и, следовательно, был обманщик — в таком случае они не только избавились бы от всех угрожавших им опасностей, но, без сомнения, получили бы и немалые выгоды. Первосвященники и старцы не пожалели же денег для стражей, чтобы только они разгласили нелепую молву о похищении тела Иисусова...» [2].

Христос Воскрес [3] — и власти адовой уже нет над нами, как бы ни запугивали нас темные силы. Но с чем мы подойдем к этому Торжеству в вечности?

Я желаю Воскресения Отечеству нашему земному и всем нам. Учитесь, русские люди, жить по Божиим Заповедям — Закону Любви, и все изменится. И быть тогда нашей Родине светочем любви и правды, быть могучей и непоколебимой. И все это станет возможно только если мы очистим свои души и сердца, то есть отречемся дел тьмы. И быть ей тогда Святой Русью!

Надо откликнуться на Зов Вечности. «Бог — есть Любовь» и зовет нас всех любить друг друга и жить в святости. А мы все есть не только творение Божие, но призваны быть и чадами Его, призваны к жизни вечной в Отечестве Небесном, Царстве Отца. Но чтобы быть гражданами его, надо стать достойными сынами своего земного Отечества. Поэтому не давайте обуздать себя сатанинским силам и не променяйте совесть, честь, любовь на «чечевичную похлебку». Противостаньте этому жизнью не только по букве, но по духу, т.е. верою Христовой, надеждой и любовию. Постом и молитвою будем восходить от силы в силу. И тогда никакая зараза к нам не прилипнет.

Пока еще есть время — протяните ваши руки ко Христу и возопите: «Господи! Спаси и сохрани!» И Он примет вас, как утопающего Петра, и поставит на корабль веры, который приведет вас в вечную блаженную жизнь.

От нас и наших детей зависит судьба России, всего мира. Помните — тем, что есть великого у России, она обязана Богу, обязана Православию, которое было подлинной основой жизни. Россия восстановится, когда то святое, что наполняло души наших предков, станет живым и реальным для нас. Когда воспитание детей будет покоиться не на собственных представлениях и желаниях, а на извечной Евангельской правде, на которой воспитывалась и по которой жила та Россия, которая была Святой Русью. Тогда — с Божией помощью — и может начаться истинное возрождение нашего Отчества.

1. В одной давней публикации некий журналист написал о том, что святитель Григорий Нисский еще в IV веке произнес два слова, в наши дни получившие столь популярную известность: «атомная энергия». И произнес их владыка вроде бы не в свете научных постижений, а в связи с христианским учением о воскресении мертвых. Журналист пишет:
«Он рассуждал так: каждому атому, человеческого тела присуща особая энергия — Сила. Она есть не что иное, как "внутренний образ" тела человека. Она в нем сокрыта и в нем останется и в земле — до тех пор, когда каждый атом тела распадется до самого конца. Этот час придет. Присущая каждому атому тела энергия с распадением его освободится. И, освобожденная, она образует некое новое тело для новой земли, для нового неба, для новой жизни. При этом "внутренний образ" тела, так преображающегося, непременно соединится вновь с разлучившимся с ним в смерти другим составом естества человека, с душой. Это и будет воскресением из мертвых (отчего говорит Святое Евангелие: "Сеется в тление, но восстает в нетлении")».
Подтверждение этому я пока не нашел. У святителя Григория точно говорится об элементах. Как сие совершится? Это все равно в полной степени необъяснимо до конца. Но если Бог все призвал из небытия Словом Своим, то уж воскресить из уже имеющегося вещества — это дело хоть в какой-то степени понятное. Ибо все тварное состоит из одинаковых атомов, отличается же только строением... Главное же то, что это совершится благодатию Божией, а не благодаря как таковой «атомной энергии». Возможно, современный писатель что-то недопонимает или слишком упрощает.
2. В.Талызин. Курс основного Богословия. Сергиев Посад.
3. Многие даты, искусственно нам навязанные и посвященные событиям, происхождение которых от нас умышленно сокрыто, стали плотию жизни большинства. К примеру, 1 апреля — «день смеха». В месяцеслове за 1869 год сказано о том, что Христос Воскрес именно 1 апреля!
В среде же последователей христоубийц, заведомо искажающих очевидный факт чуда Воскресения, возникла поговорка: «Первого апреля — никому не верю», — то есть Воскресения быть не может, это как бы такая шутка. Но вы будьте мудры и не принимайте ложь, внимательно слушая свою душу и сердце.
Христос Воскрес — и в этом сила Церкви, основа ее веры и радости, которой никто не отнимет, и в эту радость призывает нас всех Господь. Атеисты по гордости верят в вечную смерть, и в этом их беда. Но если им так нравится — это же не означает, что так и есть на самом деле.

Священник Валерий Мешков. О Туринской Плащанице. Праздники в Православии. – М.: Вече, 2007.

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика