Поделиться:
Жена полагающи телеси Христову миро,
Никодимов предприят смирналой.
Жена, помазавши Христово тело миром,
Предвосхищает смирну и алоэ Никодима.
Во Святую и Великую Среду, помазавшия Господа миром жены блудницы, память творити повелеша Божественнейшии отцы: зане мало прежде спасительныя страсти сие бысть.

Во святую и Великую Среду Божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь ее память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о ее ревностном поступке.

Вшедшу бо Иисусу во Иерусалим, и в дому прокаженнаго Симона бывшу, жена к Нему приступи, и излия на главу Его оное многоценное миро. Учинено убо сего ради бысть зде, да по Спасову словеси везде и во всех оноя теплейшее дело проповестся. Откуду же подвигшися прииде? Занеже сострадательное Христово зряше, и ко всем общительное, и ныне паче, егда в дом прокаженнаго того виде введена, егоже нечиста и отреченна во общение, закон повелеваше быти. Помысли убо жена, якоже онаго проказу, сице и ея душевный недуг исцелит. И убо возлежащу Ему на вечери, на верх главы Его лиет миро, яко ценою сущее динарий трех сот: еже есть шестьдесят ассарий, пенязей десять, сребренников триех. Ейже ученицы запретиша, и наипаче Иуда Искариотский: но Христос сию заступи, да не пресекут добраго ея намерения. Таже и погребение Свое воспоминает, Иуду отвращая предательства, и жену почести сподобляя, еже везде по вселенней сея доброму делу проповедатися.

Когда Иисус вошел в Иерусалим и был в доме Симона прокаженного, к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное миро. Чем же побуждаемая, она (решилась) прийти? — Поскольку наблюдала Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя, что Он вошел в дом прокаженного, которого закон повелевал считать нечистым и запрещал общение с ним, — то подумала, что Христос так же исцелит ее нечистоту душевную, как и проказу Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, жена возлила сверху на Его голову миро ценой примерно в триста динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали ее благому намерению. Потом Он упомянул о Своем погребении, чтобы отвратить Иуду от предательства, и сподобил женщину награды — тем, что повсюду в мире проповедано будет это доброе дело.

Ведомо же буди, яко жена сия, едина убо мнится неким быти, у евангелистов всех. Несть же, но у триех убо, якоже глаголет божественный Златоустый, едина и таяжде есть, яже и блудница сице именовася, у Иоанна же не ктому: но другая некая чудная, и житие имущая честное, Мариа сестра Лазарева, яже не аки блудница сущи, Христом любима бе.

Некоторые думают, будто у всех евангелистов упоминается одна и та же женщина. — Нужно знать, что это не так. Только у трех (евангелистов), как говорит святой Златоуст, говорится об одной и той же, которая так и называется блудницей, а у Иоанна — уже не о ней, но о некоторой другой чудной жене, святой жизни,— о сестре Лазаря Марии, которая, не будучи блудницей, была любима Христом.

Сих же, овая убо Мариа, прежде шести дней Пасхи, в дому своем, иже в Вифании, на вечери возлежащу, мира помазание содея, на краснеи Онаго нозе сие изливающи, и главными власы сия отирающи, изобилия цены нань употребляющи, и аки Богу миро приносящи. Ведяше бо известно, яко и в жертвах приношашеся елей Богу (Исход гл. 30, Быт. 28 и 35): и священницы миром помазовахуся: и Иаков древле столп помаза Богу. Принесе же сие дарствующи яве Учителю, аки Богу, паки оживления ради братняго. Темже ниже мзда ей обещавается, егда и сам Иуда ропщет, яко любостяжателен.

Из них эта (последняя) Мария за шесть дней до Пасхи в своем доме, что в Вифании, когда Господь возлежал на вечери, совершила помазание, возливая миро на пречистые ноги Его и отирая их волосами головы своей. Она принесла (Ему) как Богу миро, купленное за большую цену, ибо хорошо знала, что и в жертвах приносится Богу масло, и священников помазывают миром (Исх. 30: 25, 30), и Иаков в древности возлил елей на памятник каменный, (посвятив его) Богу (ср.: Быт. 28, 18; 35, 14). Принесла же это открыто в дар Учителю, как Богу, еще и за воскрешение брата. Потому-то ей и не обещается награда, но и роптал тогда только один Иуда, поскольку был корыстолюбив.

Другая же яве блудница, прежде двою дню Пасхи, в тойже Вифании еще сущу Христу и в дому бывшу Симона прокаженнаго на вечери, и тогда возлежащу, многоценное оное миро на главу изливает, якоже священный Матфей и Марк повествоваша. О сей же блуднице и ученицы негодуют, к милостыни Христу тщательно уготованное известно провидевше: сей же и мзда дадеся, еже всюду по вселенней доброму ея делу прославитися.

Другая, действительно блудница, за два дня до Пасхи, когда Христос еще был в Вифании и возлежал на вечери в доме Симона прокаженного, возливала драгоценное миро Ему на голову, как повествуют святые Матфей и Марк (Мф. 26: 6—13; Мк. 14: 3—9). На эту-то блудницу и ученики негодовали, ибо они постоянно слышали поучения Христа об усердии к милостыне; зато и награда ей дана — в прославлении ее доброго дела по всему миру.

Овии убо едину: языком же златый сице две жене быти глаголет. Суть же нецыи и три сия быти глаголют: две убо предреченнеи, страсти Христовой к дверем приближающейся, третию же иную прежде сих, паче же первую тамо близ среды проповеди евангельския сие сотворшую, яже и блудница и грешница бе, внутрь же дому не прокаженнаго, но фарисеа Симона. На нозе Христа Самаго, и наедине миро излиявшая: егда и един фарисей соблазняшеся, ейже и мзду Спас, оставление грехов дарует. О сей же токмо самой божественный Лука (зачало 33) в своем Евангелии близ среды, якоже речеся повествует. И по повести о сей блуднице, абие наводит сице глаголя: и бысть по сем, и Той прохождаше сквозе грады и веси, благовествуя и проповедуя Царствие Божие, от нихже является, яко не во время страсти сие бысть. Мнится убо и от времене, и от приемших Его, и от места, и лиц, и домов, еще же и от нрава миропомазания трем быти женам сим: две убо блудницы, третию же Лазареву быти сестру Марию, житием сияющую честным. И иный убо дом быти фарисеа Симона, другий же прокаженнаго Симона в Вифании, и иный паки дом Марии и Марфы сестр Лазаревых в тойже Вифании, якоже от сих сразумети есть: яко и две вечере бесте Христу, и обои в Вифании: едина убо прежде шести дней Пасхи в дому Лазареве, егда ядяше с ним и Лазарь, якоже громов сын повествует (Иоан. 41 зач.), глаголя сице: Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воздвиже от мертвых. Сотвориша убо Ему вечерю, тамо, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от совозлежащих Ему. Мариа убо приемши литру мира нарда пистики многоценнаго, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его. Другая же вечеря бысть Ему прежде двою дню Пасхи, еще сущу в Вифании Христу в дому Симона прокаженнаго, егда и блудница прииде к нему многоценное миро изливающи, якоже священный Матфей повествует глаголя (Матф. 108 зач.), яко от Христа ко учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет. И помале паки наносит: Иисусу же бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, алавастр мира имущи тяжкоценнаго, и возливаше на главу Его возлежащаго. Емуже согласует и Марк, глаголя (Марк. 63): Бе же Пасха, и опресноцы по двою дню, и сущу Ему в Вифании в дому Симона прокаженнаго возлежащу, прииде жена: и елика по сем.

Итак, некоторые говорят, будто это одна и та же женщина, а Златоуст — что указанные две. Есть же некоторые, насчитывающие даже трех: двух вышеупомянутых — (помазавших Христа) в преддверии Его страданий, а третью — иную, сделавшую это раньше их, скорее всего первой, — где-то посередине евангельской проповеди (Господа). То была блудница и грешница, возлившая миро на ноги Христа в доме Симона, но не прокаженного, а фарисея, наедине, без свидетелей, когда и соблазнялся (этим) один фарисей, и награду ей даровал Спаситель — прощение грехов. О ней только одной, (появившейся), как уже сказано, около середины (благовествования Христова), упоминает святой Лука в своем Евангелии (Лк. 7, 36—50). И после рассказа об этой блуднице сразу прибавляет следующее: После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8, 1), откуда видно, что это было не во время (Его) страданий. Итак, (некоторые) думают, судя и по времени, и по принимавшим Его, и по месту, и по лицам, и по домам, также и по образу миропомазания, что женщин было три: две — блудницы, а третья — сестра Лазаря Мария, славившаяся чистым житием. И один был дом фарисея Симона, другой — Симона прокаженного в Вифании, и еще один — дом Марии и Марфы, сестер Лазаря, тоже в Вифании. Это можно вывести из того, что две вечери приготовили Христу, и обе в Вифании: одну — за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, когда возлежал с Ним и Лазарь, как передает сын громов (Иоанн): за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его (Ин. 12, 1—3). Другую же вечерю сотворили Ему за два дня до Пасхи, когда Христос находился еще в Вифании, в доме Симона прокаженного, и пришла к Нему блудница, возливая (на Него) драгоценное миро, как повествует святой Матфей: Иисус сказал ученикам (Своим): вы знаете, что через два дня будет Пасха (Мф. 26, 1—2); и вскоре прибавляет: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26, 6—7). Согласно с ним говорит и Марк: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина, и так далее (Мк. 14: 1, 3).

Прящиися же и глаголющии, едину и туюжде быти, у четырех евангелистов жену помазавшую Господа миром единаго и тогожде мнят быти Симона, фарисеа же и прокаженнаго: егоже и отца Лазаря же и сестр его Марии и Марфы, быти нецыи издаша, и едину вечерю и туюжде, и тойжде и един дом его, иже в Вифании, у негоже и горница постлана уготовася, и таинственную Вечерю быти, не добре мнят. Сии бо две вечери, вне Иерусалима в Вифании бесте Христу прежде шести, и прежде двою [якоже речеся] дню законныя Пасхи, егда и жены мира различно Христу принесоша. Тайная же Вечеря, и постланная горница, внутрь града Иерусалима благоукрасишася, прежде единаго законныя Пасхи и страсти Христовы дне. Овии убо в дому неведомаго человека, овии же в дому [якоже глаголют] наперсника и ученика Иоанна во святом Сионе, идеже и ученицы страха ради иудейска бяху сокровени, и Фомино бысть осязание по воскресении, и Святаго Духа пришествие на Пятьдесятницу, и иная некая неизреченная и таинственная совершишася.

А несогласные (с этим) и полагающие, будто одна и та же женщина, помазавшая Господа миром, упомянута у четырех евангелистов, считающие также, что один и тот же был и Симон, фарисей и прокаженный, которого иные выдают еще и за отца Лазаря с сестрами, Марией и Марфой; и что вечеря была одна и та же, и один и тот же дом его в Вифании, в котором и приготовили устланную горницу, и была Тайная Вечеря, — неправильно думают. Ибо эти две вечери для Христа были вне Иерусалима, в Вифании, за шесть и за два дня [как уже сказано] до ветхозаветной Пасхи, когда и женщины принесли Христу миро различным образом. Тайная же Вечеря и устланная горница были приготовлены в самом Иерусалиме за один день до иудейской Пасхи и дня Страсти Христовой; по словам одних, в доме незнакомого человека, а других — в доме друга и ученика (Христова) Иоанна на святом Сионе, где собирались апостолы из страха перед иудеями, произошло прикосновение Фомы после Воскресения, сошествие Святого Духа в Пятидесятницу, и совершились некоторые другие чудеса и таинства.

Темже сие убо мнится ми, и истине златоглаголиваго паче известнее быти, яко две убо сия жены вменяются: едина убо, якоже речеся у триех евангелистов, блудница сущи и грешница, на главу Христову миро возлиявшая: иная же у Иоанна, Мариа сестра Лазарева, самем же Божественным ногам Христовым сие принесшая и возлиявшая. Иныя убо яже в Вифании вечери: иную же быти Тайную. И явственно и от оных по повести о блуднице сей, ученики Спас ко граду посылает, уготовати Пасху. Идите, глаголя, во град ко онсице, и рцыте: Учитель глаголет, у тебе сотворю Пасху со ученики Моими. И паки: и срящет вы человек, скудельник воды нося, и той покажет вам горницу велию постланную, тамо уготовайте нам. Они же отшедше, глаголет, обретоша, якоже заповеда им, и уготоваша Пасху, яве законную при дверех сущую, юже и пришед соверши со ученики, якоже божественный Златоуст глаголет. Таже и Вечери бываемой, сиесть Тайной, и Божественному умовению посреде содеяну бывшу, паки возлег, и нашу предает Пасху на самой трапезе, якоже языком златый Иоанн повествует, и сия убо тако.

Мне же кажется более верным мнение Златоуста, что здесь различаются две женщины: одна, как сказано, (упоминаемая) у трех евангелистов, — блудница и грешница, возлившая миро на голову Христу; а другая, у Иоанна, — Мария, сестра Лазаря, принесшая его к одним Божественным ногам Христа и помазавшая их. И (думаю), были разные вечери: иные — в Вифании, и иная — Тайная. Это следует также из того, что после истории с блудницей Спаситель послал учеников в город приготовить пасху, повелев: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: у тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф. 26, 18). И еще: и встретится вам человек, несущий кувшин воды. И он покажет вам горницу большую устланную: там приготовьте нам. Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху (ср.: Мк. 14: 13, 15, 16; Лк. 22: 10, 12, 13), очевидно, приближающуюся законную, которую (Господь), придя, и совершил с учениками, как говорит святой Златоуст, а потом была вечеря, то есть Тайная. Совершив посреди нее божественное умовение (ног), Он, возлегши опять (см.: Ин. 13, 2—12), преподал и нашу Пасху — на одной трапезе (с ветхозаветной), как говорит Иоанн Златоуст, и это действительно так.

Божественный же Иоанн, к сему и Марк, Божественнии евангелисти, и мира вид приложиша, верное сие именовавше и многоценное. Возмнеша же пистикон, сиесть верное нарещи, нелестное же и нерастворенное и вверенное в чистоту, негли же и нарицание бе некое сие, изряднейшаго и перваго мира. Прилагает же Марк, яко и сосуд сокруши от тщания жена, аки тесновходный, иже и алавастр именует. Есть же сей сосуд сткляный, якоже глаголет священный Епифаний, без рукояти сотворенный некия, иже и викион сице глаголется. Бе же миро оное сложенное от видов убо и иных многих, паче же от сих, смирны, цвета кинамома благоуханна, сиесть, трости ароматския, и елеа.

Святой Иоанн и Марк, Божественные евангелисты, уточняют и вид мира, называя его чистым (пистикон) и драгоценным (Ин. 12, 3; Мк. 14, 3). Почему-то они дают ему наименование «пистикон», которое означает или «настоящее, неподдельное, беспримесное и проверенной чистоты», или, может быть, это название какого-то особенного, наилучшего сорта нарда. Миро же было составлено и из многих других различных веществ, в основном из смирны, благовонной корицы, или ароматного тростника, и (оливкового) масла (см.: Исх. 30, 23—25). Марк еще прибавляет, что женщина от усердия разбила сосуд, потому что он был узкогорлый, и именует его алавастром. Это, как говорит святой Епифаний, — стеклянный сосуд, изготовленный без ручки, называемый также «викия».

Но иже умным миром помазавыйся Христе Боже, находящих страстей свободи, и помилуй нас, яко един Свят и Человеколюбец, аминь.

Христе Боже, помазанный духовным миром, освободи нас от находящих страстей и помилуй нас, ибо Ты один Свят и Человеколюбец. Аминь.

Добавить в блог

Вопрос священнику | О Великом Посте | Обычаи | Богословие | Богослужение | История | Недели Великого Поста | Иконография | Медиа | Обратная связь | Искусство | Детская страничка | Ссылки | Открытки | Фотогалереи

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика